Обзор современных самоучителей татарского языка

Ф. Сафиуллина и др. "Татарский язык. Интенсивный курс"
Самоучитель татарского языка построен на коммуникативной методике, т.е. авторы стараются достигнуть такого результата, чтобы учащийся заговорил на татарском языке. Поэтому большое внимание в книге придается развитию диалогической речи.
Грамматика татарского языка передается очень сложно. Авторы дают его в полном объеме, что у изучающего язык вызывает трудности. Диалогическая речь, представленная в переводе на русский язык, напоминает обычный разговорник. Для того, чтобы работать с этим самоучителем, необходим преподаватель. Кроме того, для постижения логики татарского языка нет специальных упражнений.
В целом, самоучитель эффективно применяется при обучении татарскому языку в русскоязычной аудитории. Написанный коллективом авторов из Казанского университета, он используется именно при обучении татарскому языку студентов.

Ф.С. Сафиуллина, К.С. Фатхуллова, А.Ш. Юсупова, Л.М. Ризванова. ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК (интенсивный курс. © Издательство «Хэтер», 1998


Р. Сабиров "Cамоучитель татарского языка"

Данный самоучитель татарского языка построен на принципе Оксфордского самоучителя английского языка, рассчитанного для любой иноязычной аудитории.
На базе данного самоучителя можно научиться и читать, и говорить на татарском языке. Автор ставит целью не просто научить обучающегося татарскому языку, но предлагает изучить его осознанно, понять логику языка.
Самоучители, предназначенные для изучения иностранных языков, страдают одним недостатком. Они пытаются научить обучающегося путем механического повторения слов и речевых штампов. Самоучители должны строиться на творческой основе: обучающийся должен осознать логику другого языка, понять его принципы. Именно по этим требованиям строится самоучитель Р. Сабирова. Здесь представлены материалы, упражнения, по которым занимающийся может понять структуру языка, его основные закономерности. В то же время автор не углубляется в "дебри грамматики", а преподносит именно практическую грамматику.
Самоучитель Р. Сабирова строится по принципу "от простого - к сложному". Это значит, что им может овладеть любой человек, у которого есть желание и русско-татарский словарь

Т. Ибрагимов "Ускоренное обучение татарскому языку"
Этот самоучитель полностью построен на схемах. Автор опирается не на классическую грамматику, а на так называемую "логическую грамматику" с такими сложными понятиями, как "семы", "ремы", "объект, "субъект" и т.п.
В аннотации указывается: "Метод обучения максимально приближен к условиям естественного овладения языков. Усвоение значения слов, их произношения, грамматики языка происходит в процессе описания ситуации - построения простых фраз с их последующим усложнением по мере накопления словарного запаса".
То есть опора идет на логические схемы и тематические ситуации.


Ш. Асадуллин "Татарский язык в иноязычной аудитории"

Сложный самоучитель, по которому необходимо работать исключительно с преподавателем. Работать самостоятельно по нему практически невозможно. Поэтому данный курс предназначается, в первую очередь, преподавателям. В нем интерес представляют интересные упражнения и разделение каждого урока на определенные разделы: "Новая лексика", "Упражнения по аудированию" и т.д.
В целом, данный самоучитель предлагает больший интерес для преподавателей, нежели для изучающего.


Ю. Литвинов "Курс татарского языка"

Предлагаемый курс используется многими учителями. Сильной стороной данного курса является то, что он опирается на методику постоянного повторения пройденного материала. Данная методика успешно используется при изучении языков в короткие сроки (методика Като Ломб или М. Колпакчи).
Автоматическое повторение за преподавателем определенных речевых штампов приближает данный курс к разговорникам. Несмотря на это, эта методика представляет большой интерес для обучающихся татарскому языку, т.к. дает возможность интенсивного освоения важнейших речевых штампов, и поэтому особенно полезен на начальном этапе.