Как писать курсовые, дипломы, диссертации...

2. ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ
За день человечество пишет столько,
что отдельному его представителю
не прочитать и за всю жизнь…

Где искать литературу? "В библиотеке", - уверенно скажут преподаватели, которые мечтают увидеть сгорбленные спины углубленных в работу студентов в читальных залах. На столах перед ними куча учебников, а в левом углу стола журналы, газеты, сборники…
В наше время информацию можно добывать и другими способами: в первую очередь, через электронные каталоги библиотек и Интернет…
Кстати, об Интернете. Всемирная информационная паутина по вопросу рефератов и курсовых у большинства преподавателей пользуется недоброй славой. Оно и понятно. Ведь это большинство считает, что студент не работает, а использует чужие работы. На самом деле, ничего полезного нет в том, что студент сидит и перепечатывает информацию из бумажных носителей, которую можно получить в электронном виде. Общетеоретическая, критическая и периодическая информация, взятая в электронном виде - прерогатива XХI века и будущего. И вопрос не в том, где брать информацию, а в том, как ее переработать…
Так, можно ли и нужно ли пользоваться Интернетом? Ответ однозначен - нужно! Такая база информации, такая огромная библиотека не должна оставаться без твоего внимания. Но…Кроме всего, Интернет - это и много ненужной информации - этакая "интеллектуальная свалка", поэтому нужно отбирать… Например, почему бы не взять оттуда материалы электронных журналов по твоей теме, воспользоваться списком использованной литературы похожих курсовых работ, и, наконец, просто учебники.
Подбор литературы всегда начинается с самой общей теоретической литературы, т.е. с учебников. Именно для этого тебе надо определить конкретную дисциплину, к которой относится твоя тема - то ли это "Стратегический менеджмент", то ли "Теория организации", а может, и "Организационное поведение" и т.п. Помни, в особенности, господин заочник, что очень легко свернуть в сторону другой дисциплины, и тогда ты пройдешь мимо основных учебников, которых может оказаться вполне достаточно для написания работы на "троечку"…
Существует множество тем, которые раскрываются в учебниках стратегического менеджмента, но в целом относятся к "Организационному поведению". Сами учебники пишутся разными людьми и по различным методикам. Так, учебники по "Теории организации" могут быть настолько различными, что можно подумать, что это разные дисциплины. Поэтому немаловажно узнать, к какой методике склоняется твой руководитель. Он сам обязательно об этом скажет. Но если ты прослушал, надо подойти отдельно и спросить - это только доставит удовольствие твоему руководителю. От выбора правильной общетеоретической литературы зависит слишком многое, чтобы пустить его на самотек. Можно потерять много времени, и не найти ничего схожего с твоей темой. Такие дисциплины, как менеджмент, маркетинг, теория управления, организационное поведение настолько близки, что никогда не мешает переспросить… То же самое касается таких дисциплин, как социология, ПР, политология, история государства и права и т.п. Часто студенты самостоятельно и упорно трудятся, и я представляю, как бывает обидно, что они ушли в сторону от темы только потому, что не узнали в точности, какую книгу необходимо было просмотреть в первую очередь…
Значит, в первую очередь, необходимо выбрать общетеоретическую литературу. Не важно - откуда, но важно конкретную и по теме.
Понятно, что хорошие работы на одном общетеоретическом материале не строятся. Появляется необходимость изучения так называемой практической литературы. В зависимости от дисциплины и тематики, это могут быть источники, статьи и материалы периодической печати. Кстати, здесь тоже не следует пренебрегать Интернетом. Например, твоя тема - "Реструктуризация в агропромышленном комплексе". Несмотря на то, что ключевым словом здесь является реструктуризация, в Интернете нужно поискать материалы по состоянию АПК сегодня. Там обязательно найдется несколько предложений по выводу агропромышленного комплекса из кризиса. И обязательно найдутся те, кто корень всех проблем найдет именно в неправильно выстроенной структуре. Начнутся предложения по реструктуризации управления сельским хозяйством и т.п.
Кстати, по подобной теме не стоит использовать рефераты и курсовые из Интернета! При поиске рефератов и курсовых по этой теме ты окажешься в далеком ХХ веке, и от твоих материалов будет пахнуть ельцинской эпохой, что сразу же выдаст твое нетворческое и наплевательское отношение к работе. Поэтому нужно искать короткие и емкие высказывания о проблемах АПК буквально за последние месяцы. Там обязательно будет сказано и о том, что в аграрном сектор экономики требуется реструктуризация…
Это не потребует от тебя много времени. Найти три-четыре статьи и сделать шесть-семь сносок из них при целенаправленной работе потребует пару часов. Но вкупе с материалом общетеоретической литературы, работа приобретет совсем другой вид.
В общем, по экономическим, юридическим, социологическим и некоторым другим общественным дисциплинам необходима самая свежая информация, которая есть как в библиотеке, так и в Интернете.
Понятно, что экономические, юридические, социологические темы всегда требуют самого свежего материала. Иначе дело обстоит с историческими, философскими и филологическими дисциплинами. Здесь, на первый взгляд, полное раздолье для пользования Интернетом - лишь бы не отойти от темы. Но не так просто! Именно в этих дисциплинах необходима точная и правильная работа с источниками. Как правило, схема "общетеоретическая литература + статьи и свежая периодическая печать" здесь не прокатывает. Здесь другая схема "общетеоретическая литература + критические и другие статьи + работа с источниками". Не случайно, по этим дисциплинам руководители обычно дают пишущим список литературы…
По философским, филологическим, историческим дисциплинам основу твоего труда составляет работа с источниками.
Работа с источниками - дело непростое. Она отнимает достаточно много времени, но гуманитарные дисциплины на то и гуманитарные, что требуют от обучающегося умение работать с оригинальными текстами.
Помни, что при работе с источниками не надо увлекаться собственно источником, а всегда помнить о теме. Это позволит сэкономить уйму времени. Не стоит зачитываться философскими и художественными текстами, если они не касаются твоей темы. Если интересно, то хорошо. Но прочитаешь потом. Ведь твоя курсовая или дипломная работа не требует фанатизма, а четкой разумной работы.
При работе с источниками отбор материала необходимо производить не по порядку, а попытаться найти наиболее важное для тебя место. Это своего рода мастерство. Это - внимательное прочтение оглавления, просмотр нескольких выборочных страниц наиболее подходящей главы, листание книги, попытка определить ее стилистическую направленность, обязательное прочтение введения и заключения и т.п. И, может быть, в течение двадцати минут ты найдешь в 600-страничной книге то, что конкретно искал.
Не жалей денег, иди на ксерокопию… Если хватает денег на залог, возьми источник на платном абонементе. Иначе говоря, не стоит сидеть и переписывать отдельные цитаты и выписывать примеры от руки. Помни, человеческое общество изобрело для тебя кучу удобств, которые помогут тебе сэкономить время. Ксерокс, сканер, электронные библиотеки - изобретения, которыми ты должен пользоваться, чтобы не показаться в лучшем случае "чайником", в худшем - идиотом…
Я часто хожу в библиотеки и вижу добросовестных студенток, которые без устали перекатывают в свои тетради страницы из учебников. Трудно объяснить подобное рвение, когда в библиотеках есть ксерокс, залоговая система на абонементе. Просто люди еще не научились экономить свои силы и время. Вместо того, чтобы добиваться качества в короткое время, многие тратят себя на чтение чужих мыслей. Полное оправдание того, что большинство студентов просто избегает напряженной умственной работы, и занимаются "повторением" - "Повторение - мать ученья, и прибежище для лентяев"…
Умение находить нужное тебе - это творческая и интересная работа. Каждый день человечество издает столько книг, что тебе их не прочитать за всю жизнь. Научись отбирать, ищи ключевые слова. Всегда про себя повторяй свою тему и находи. В компьютере и Интернете для этого есть поисковые системы. Работай по принципу: "кто ищет, тот найдет!". Помни, что тебе надо - если общественно-экономическая дисциплина, то тебе нужен самый свежий материал. И ищи его во всех последних статьях.
Помни, что после написания пары рефератов, в тебе появится уверенность, что практически по любой теме ты наберешь материал за пару часов…
Подбор периодической литературы обычно не связан с большими трудностями, и объем просмотренных газет и журналов будет показателем качества работы. Если ты отличник, и тебе претит любая оценка, кроме "отлично", то потрать несколько часов молодой жизни, и прочитай специализированные журналы и газеты. Например, "СоцИс", "Вопросы философии", "Коммерсант". Кроме всего прочего, ты всегда найдешь в них просто увлекательные и интересные статьи, которые тебе захочется прочитать, если ты еще интересуешься окружающей жизнью, а не просто отрабатываешь обязательные институтские годы.
Конечно, при работе с периодическими изданиями также стоит твердо помнить о теме, но по сравнению с общетеоретической и критической литературой, здесь ты можешь поступать вольнее. Иначе говоря, если нет статей, выступлений, интервью конкретно по теме, можно попробовать "притянуть" и схожий материал.
Совет: пишешь работу по социальной занятости, притягивай мнение известного политика. Например, настоящего министра труда. Пишешь работу по ответственности за неуплату налогов, не забудь про Ходорковского, и мнение по этому поводу, например, Кудрина или Скуратова. И, наконец, пишешь по макроэкономике, слова любого уважаемого политика будут кстати…
И последнее, часто со студентов требуют использование не менее десяти или двадцати источников. Меня это всегда коробит. Это схоже с указанием поэту написать к пятнице 240 рифмованных строк.
Не стремись добросовестно выполнить это указание. Можешь прописать несколько статей из просматриваемых журналов, которые близки к твоей тематике, а также для количества включить "классику" типа Мескона по менеджменту или взять пару-другую учебных пособий из других студенческих работ.
В наш информативный век найти материалы нетрудно, надо уметь их искать, а это приходит только с опытом. Не откладывай развитие этого умения до дипломной, потренируйся на курсовых и рефератах. И тогда дипломная, а также другая письменная работа (выступление, отчет, доклад и т.д.) покажутся тебе не такими уж сложными…

Как писать курсовые, дипломы, диссертации...

Предисловие
1. Что касается темы работы…
2. Подбор литературы – дело серьезное
3. Планируй сразу!
4. Содержание
4.1. Мнения авторитетов
4.2. Твои соображения
4.3. Пиши внятно…
4.4. Как переделать схожую работу или заказать ее
5. Заключение уже готово…
6. Остается написать введение
7. Оформление работы – немаловажная проблема
8. Напиши курсовую за два дня!
9. Защита работы
Напутствие