Как писать курсовые, дипломы, диссертации...

1. ЧТО КАСАЕТСЯ ТЕМЫ РАБОТЫ…
Мне нужна только корочка
о высшем образовании
(автором подобной цитаты
является каждый третий
недоросль заочного
отделения коммерческого вуза)

Реферат, курсовая работа, дипломная или выпускная, диссертация - все они, в первую очередь, самостоятельные письменные работы, которые имеют общие принципы написания. Во-первых, наличие заданной темы. Во-вторых, анализ определенной литературы и источников по теме, научная, т.е. исследовательская направленность, в-третьих, наличие выводов из проведенного анализа и т.п.
Первый пункт - заданность определенной темы - нередко является для пишущего сложным препятствием, которое необходимо преодолеть в самом начале.
Именно с непонимания самой темы начинаются беды любого аспиранта, студента или учащегося, засевшего за работу. Так как первейшим требованием любой письменной самостоятельной работы является раскрытие темы. Часто для ее раскрытия, тему надо просто понять…
Итак, тебе дают какую-нибудь тему по социологии (менеджменту, маркетингу, теории организации и т.п.)… С первого прочтения она кажется темным лесом. По опыту могу сказать, что студенты так легко подменяют тему, что создается впечатление, что они ее даже не прочитали. Они часто не понимают, по какой она собственно дисциплине?..
Поэтому подумай, по какой конкретно дисциплине твоя тема? Это самый первый вопрос, на который необходимо ответить…
Когда студенты пишут вместо истории государства и права реферат по истории России,, вместо истории экономики России - по истории государства и права, и наконец, вместо финансового менеджмента по маркетингу, преподавателям это не нравится. Не нравится потому, что ясно: пишущий пишет о похожем, да не о том.
Поэтому, прочитайте тему несколько раз и найдите в ней ключевое слово, которое является ядром темы, и уясните, к какой конкретной дисциплине относится это слово.
Например, "Гласные звуки в современном русском языке" - это филологическая тема. Ключевое слово - гласные звуки, а "Изучение гласных звуков в средней школе" - это тема по методике преподавания. Ключевые слова - изучение в средней школе. И в последней работе не надо углубляться в особенности московской и ленинградской фонологических школ, а вскользь упомянуть о гласных звуках в современной русской грамматике и почти сразу же, раскрыв учебники средней школы по русскому языку, начинать работать собственно над темой работы.
Как-то мне предложили написать работу на тему "Литературные воспоминания А.М. Скабичевского как литературный источник". Но сколько бы я ни перечитывал тему, никак не мог понять ее логики. То ли мне надо было доказать, что мемуары литературного критика представляют художественную ценность, то ли искать в этих воспоминаниях литературно-критические моменты, то ли, опираясь на предложенные записи А.М. Скабичевского показать особенности литературы той эпохи… В таких случаях легче переспросить. И стало понятно, что студентка напутала. На самом деле тема звучала иначе: "Литературные воспоминания А.М. Скабичевского как исторический источник". И тема была по истории, а совсем не по литературе… Все встало на свои места. Нужно было просто прочитать воспоминания А.М. Скабичевского, отметить там даты, и сравнить его суждения о развитии общества с историческими данными того времени.
Как видишь, осознание темы работы, обычное размышление над ней может привести к тому, что ты поймешь - она вовсе не сложная. Ведь обычно ты выслушиваешь тему, записываешь и забываешь ее до лучших времен. Прочитав тему за три дня до сдачи курсовой работы, бросаешься в панику - непонятная тема, полузнакомые слова, авторы… Летишь в Интернет, где начинаешь изворачиваться и подтягивать к полузнакомой и неясной тебе теме чьи-то непонятные работы. Причем берешь работы таких же нерадивых студентов, как и сам… Такая работа кажется легкой, на самом деле проще и легче (а самое главное - надежней!) просто подумать над темой, понять, по какой она дисциплине и написать (скомпилировать) ее самому…
Перед началом основной работы нужно не просто повторять название темы, а попытаться запомнить ее. И держать ее в голове постоянно во время работы над основной частью и заключением. Только такой подход позволит тебе не отойти от темы.
Окунись в тему, запомни ее, и поймешь, какой материал тебе подойдет!
Можешь зайти в Интернет, и там искать уже не среди избитых студенческих рефератов, а среди нормальных статей нужный тебе материал. Потому как ты знаешь, что тебе подходит. Осознав тему, ты будешь искать материал из выступлений политиков, из новостей, из электронных статей. Будешь искать по таким ключевым словам, которых даже нет в твоей теме…
Например, тема "Гендерные отношения во власти в РФ". Но ты уже осознал, и поэтому ищешь "Хакамаду", "Новодворскую". Если в РТ, то ищешь "З. Валиеву" и т.п. Ищешь статьи о положении женщин в России на современном этапе. И находишь интересные идеи, мысли, материал, который станет основой твоей дипломной работы. Далее можешь зайти на сайт Госдумы РФ, и найти справочные данные о количестве депутатов-женщин, узнать губернаторский состав России и т.п. У тебя будет огромный фактический материал, который останется лишь умело переработать, все время повторяя тему и не отходя от нее.
При осознании темы, немаловажным являются такие вопросы: Что от тебя хотят? Для чего это нужно? Подобные вопросы помогут тебе глубже вникнуть в суть темы. Иначе говоря, ты должен уяснить, что преподаватель не требует с тебя курсовую ради курсовой, а хочет через самостоятельную работу привести тебя к знаниям. Понятно, что некоторые из профессорско-преподавательского состава и не думают об этом, но в целом: курсовая работа - это один из методов получения знаний. И ты осознанно должен прийти к тому, какие именно знания ты должен получить через свою самостоятельную работу.
Соответственно, вопросы Что от меня хотят? Для чего это мне нужно? должны прозвучать одновременно с прочтением темы. И на эти вопросы не должно быть ответов типа Это мне не нужно. Мне бы только отбрыкаться как-нибудь.
В любой самостоятельной работе есть смысл. Даже если у тебя, поступившего в коммерческий вуз с большим натягом и с большими деньгами, у тебя не было ни одной заработанной положительной оценки в школе, и ты делаешь по пять орфографических ошибок в каждой строчке, ты должен попробовать осознать тему. Это пригодится в будущем, в самых различных ситуациях. Это придает уверенность в том, что ты сам способен понять, осознать какую-либо тему, ответить на вопрос Зачем мне это нужно? положительно. Без поисков подвохов со стороны преподавателей, которые только и хотят, "чтоб тебе неповадно было".
Понимаю, что у каждого свои убеждения. Прапорщиком может стать любой, бегло считающий до десяти и от каждого килограмма умеющий урвать 10 грамм. Высшее образование может получить в наше время любой, имеющий достаточные средства для оплаты работы пишущих под заказ и услуг преподавателей. Однако уважения достоин тот, кто может разобраться в любой предложенной теме, осознать ее и попытается понять, для чего же человеческое общество использует и уважает эти знания?
И последнее, что можно посоветовать при работе над темой: все же можно попробовать воспользоваться (если они есть) другими курсовыми и рефератами по подобной тематике. К сожалению, в Интернете слишком много слабых и устаревших работ. Однако вы можете воспользоваться проверенными работами. Например, с нашего и подобных авторских сборников. Со студенческих работ можно взять список литературы, отдельные выводы, а иногда и общетеоретическую часть…
Иногда студенту предоставляется самому сформулировать тему. В данном случае, существует одно важное правило: тема должна быть конкретной! Никаких общих широких формулировок типа "Информационные системы". Подобную тему ты просто не сможешь раскрыть. В лучшем случае получится ничего не значащая реферативная работа.
Если уж тебе посчастливилось самому сформулировать тему, возьми такую, которая тебе понятна, а не ту, которую отыскал в том же Интернете. Постарайся найти интересную для себя тему, и работа принесет истинное удовлетворение.
Нередко преподаватели дают список тем на выбор. В этом случае не стоит торопиться. Перечитай внимательно список тем, обратись к соответствующей теоретической литературе, т.е. к учебным пособиям, курсам лекций, и только после этого определись с темой. Не выбирай ту, по которой больше материала в учебниках, а ту, которая тебе понятна. Это правило особенно важно, если тебе придется защищать свою работу. А материал по понятной и близкой теме всегда сможешь найти как в библиотеке, так и в Интернете, потому что ты знаешь, что тебе нужно!
Общий принцип можно сформулировать следующим образом: не начинай работу, полностью не определившись с темой, не вникнув, о чем конкретно нужно писать.
Если тебе задали сложную тему, не огорчайся над тем, что прошло уже несколько часов, а у тебя еще нет ни строчки написанного материала. Ты выполняешь исследовательскую работу и должен решать конкретные задачи. Без достижения этой конкретики работа получится куцей отпиской по заданной теме, которую ты так и не понял. Помни, что тебе придется написать еще ни одну работу. И после подобной отписки, которая на первый раз может и "прокатить", ты начнешь пасовать перед любой темой. Не лучше ли преодолеть это препятствие один раз, чтобы потом быть уверенным при написании любой письменной самостоятельной работы.

Как писать курсовые, дипломы, диссертации...

Предисловие
1. Что касается темы работы…
2. Подбор литературы – дело серьезное
3. Планируй сразу!
4. Содержание
4.1. Мнения авторитетов
4.2. Твои соображения
4.3. Пиши внятно…
4.4. Как переделать схожую работу или заказать ее
5. Заключение уже готово…
6. Остается написать введение
7. Оформление работы – немаловажная проблема
8. Напиши курсовую за два дня!
9. Защита работы
Напутствие